Наши методы


Технологии, методики, методы и приёмы дивергентного мышления  
- ТРИЗ  (теория решения изобретательских задач): метод мозгового штурма, системный оператор;
- мышление под прямым углом;
- метод фокальных объектов;
- «ладошка Вира»;
- ромашка Блума;
- составление карты памяти (интеллектуальная карта);
-  методика организации детской исследовательский и творческой проектной деятельности;
- теория решения изобретательских задач. 
Мы можем использовать тест на изучение оригинальности решения задач на воображение.
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок — голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.

Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают, похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Упражнения для развития творческого мышления.
Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном дошкольном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется, прежде всего, дивергентное мышление.
Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.
1. Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1). 
Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур.

2. Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2. 
Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги.

3. Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.
Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов.


4. Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


5. Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
Внедрение задач развивающих дивергентное мышление – задача непростая. Нужна подготовка самого педагога и психологическая готовность учащихся к работе с творческими учебными задачами. За последние годы накопился опыт и разработки приёмов педагогической техники.



Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд:
1. найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.
Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.
2. Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
 солнце - ...
 утро - ...
 лампа - ...
 костер - ...
 свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
1.
- Утром Дима проснулся раньше обычного.
-  Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
- Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

2. Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.


Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

3. Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая"
 "... люди научатся летать, как птицы"
 "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом"
 "... оживут все сказочные герои"
 "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок"

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:
1. Светофор, мальчик, санки.
2. Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Здесь бы я применила приём театрализации. Ребёнок рассказывает сказку, другие дети играют роли героев. Казановская И.А.


 Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей, и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора

Методика организации детской исследовательской и творческой проектной деятельности

Алгоритм проектной, творческой, исследовательской деятельности.
     1. Выбор темы. Целеполагание (постановка целей и задач педагогической деятельности; изменение задач в зависимости от педагогической ситуации);
2. Разработка плана совместных действий, направленного на достижение цели проекта;
3 .Составление плана-схемы проекта;
4. Создание предметно-развивающей среды в группе, детском саду, дома;
5. Реализация проекта (выполнение проекта) с указанием примерных сроков;
6. Презентация проекта;
7. Результат проекта, целеполагание нового проекта.


 Интеллект - карты
    Это графический способ систематизирования информации, активно задействующий ассоциативное и образное мышление. Хорошо подходит для планирования, обучения. Большой объём информации размещается на одном листе, отлично запоминается.http://ovpo.ru/m_mindmap.htm



     Метод фокальных объектов.






 Так же этот метод называют методом случайных объектов. Фокальный - означает, что объект находится в зоне вашего внимания. Его используют для преодоления шаблонов мышления при модификации каких-либо устройств или процессов. Он отлично подойдет для создания рекламы товаров или написания статей. Похожий метод есть у Эдварда де Боно, называется он "случайное слово" http://www.inventech.ru/pub/club/088/


Ромашка Блума или Ромашка вопросов.
Стратегия, помогающая работать с информационной составляющей текстов. А также этот прием формирует умение ставить различные вопросы к теме, систематизировать их.


Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования. (Шишов С. Е., Кальней В.А., 1999, с. 93). В начале изучения основ критического мышления, осенью 1997 года, мы, учитывая, что «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок», решили сделать теоретические построения ученого более наглядными и привлекательными. Многие участники наших семинаров — педагоги-практики — не слишком хорошо относились к теории. Получившийся «цветок» мы и назвали «Ромашкой Блума». Но нас подстерегало разочарование: зачастую было сложно четко и однозначно определить, к какому типу — по таксономии Б. Блума — относится тот или иной вопрос. Кроме того многие учителя говорили: «Это все красиво, но для нас полезнее активное изучение практического материала».
Начался этап модификаций: уточнялись формулировки вопросов, придумывались различные способы использования на занятиях самой формы «ромашки». В результате нами была создана «Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс. http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/romashka-bluma-ili-romashka-voprosov.html


Одной их технологий развития дивергентного мышления является
Теория Решения Изобретательских Задач. 


http://mariyaim45.blogspot.ru/p/blog-page_883.html

Игра с « Подзорной трубой»
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование, упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, давать им соответствующие названия.

Материал: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.

«Кто в кружочке живет?». 
Цель: учить детей производить замену выделенных объектов схемами.
Материал: картина, чистый лист бумаги, фломастер.
Ход: каждый ребенок должен назвать, кто из объектов «живет» в предложенном педагогом «кружочке» и схематично нарисовать предмет.

Игра «Данетки»
Цель: учит классифицировать объекты по заданным признакам.
Ход игры: ведущий загадывает, дети задают вопросы, воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.

Игра «Черное – белое»


Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.

Игра «Хорошо – плохо» 
Воспитатель задает вопрос: что хорошо в том, или ином явлении? Дети называют положительные качества. А что плохого? Дети называют отрицательные качества.

Игра «Что было потом?»
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места и предложить детям подумать «A что было потом?».

Игра «Подскажи словечко»
Цель: развить быстроту реакции.
Ход игры: Ведущий начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
- У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?
- Ворона каркает, а сорока?
- Петух кукарекает, а курица?
- У коровы теленок, а у овцы?

Игра «Путешествие на машине времени » 


Цель: учить составлять рассказ об объекте и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.

МЕТОДИКА ТРИЗ

Методика ТРИЗ была придумана и разработана Генрихом Альтшулером около 50 лет назад.
Главная задача этой методики - научить ребёнка думать нестандартно и находить собственные решения. Главное средство - педагогический поиск. Дети узнают информацию не как непреложную истину, а как теорему, которую надо выводить самостоятельно и применять её в дальнейшей жизни.
Для детей-дошкольников как вариант методики ТРИЗ - различные коллективные игры и занятия.
Главной особенностью процесса обучения по этой методике является выполнение ребёнком работы самостоятельно, без помощи педагога или родителей.
Каждый ребёнок, прошедший обучение по методике ТРИЗ становится самостоятельной творческой личностью, у которой широкий диапазон мышления и способности к непосредственному анализу окружающей действительности.http://puzkarapuz.ru/content/116


Системный оператор (См. Презентация) 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий